Ламповый усилитель и уникальный ламповый студийный прибор TotalTube

Ламповый усилитель в студии звукозаписи

Ламповый усилитель, это почти живой одухотворённый прибор, внутри которого красноватым огоньком светится грааль качественного звука - лампа. Ведь не зря звуку подобного устройства присвоен эпитет тёплый. НУ а там где тепло там жизнь. Очень эзотерические описание усилителя, но ведь сколько людей воспринимают ламповый усилитель именно так!

Ламповый усилитель и Тёплый Ламповый Звук — часть первая

Теплый ламповый звук, не рождается просто так. И лампа, творящая волшебство, не обогащает звук музыкальностями где то в одном месте. В цепочке тракта она может встречаться во многих местах, и каждый раз внося сво неповторимые краски в звучание любого инструмента, голоса, трека. Множество людей на планете являются ценителями и поклонниками такого окраса. Но ведь не только ламповый усилитель на конечной стадии цепочки саунда принимает в этом участие. Об этом как раз наша статья.

Ламповый усилитель, ламповый трансформатор, ламповый микрофон… фи как банально!

Ламповые приборы в студииВся эта повседневность меркнет в сравнении с уникальностью и эпохальностью этого лампового прибора, поселившемся в нашей студии. Представляем вашему вниманию: вершину применения тёплового лампового звука — изготовленный на заказ, уникальный ламповый студийный прибор TotalTube: девайс, без которого немыслимо приближение к заветному граалю многих ищущих «тот самый» тёплый ламповый звук, тем более в условиях студии.

Основы звучания и тембрального окраса закладывались в те времена, когда вся звукозаписывающая и звукоусилительная аппаратура была именно ламповой.

«Совпадение? Не думаю» (с)

Живое тепло и свечение раскалённого катода вакуумной лампы в ламповых предусилителях или ламповых усилителях-оконечниках, облагораживали звук томного вокала или электрогитары ещё на заре становления индустрии звукозаписи. Изначальное аналоговое звучание акустических музыкальных инструментов, куда, конечно, относится и голос диктора, обладающие магией живого звука, бережно и подчёркнуто благородно украшенное именно ламповой техникой, не способен передать никакой транзисторный прибор.

Шли годы, а в мире музыки сформировался стандарты записи и воспроизведения:

  • игра на гитаре немыслима без лампового гитарного комбика, или даже в варианте «ламповая голова+кабинет на ламповом усилителе»
  • ламповые студийные микрофоны
  • ламповые предусилители сигнала, например, микрофонные преамы
  • всякие ламповые «грелки», овердрайвы, сатураторы и т.д.
  • ламповый усилитель для прослушивания всего того, что было сыграно и записано на ламповой технике

Ламповый предусилитель

Всюду благородное звучание ламповой звукотехники вносило свой неповторимый окрас в звук, на всех этапах прохождения электрического сигнала, путь его устремлялся по ламповым каскадам: игры, пения, обработки, звукозаписи и воспроизведения. Везде было живительное участие этого «эликсира теплоты», придававшее звуку неповторимость и богатство саунда. Но оставалось одно очень важное звено и участок цепи где правила бал транзисторная технология, а то и вовсе примитивная схемотехника на простых соединениях проводников.

Ламповый трансформаторСеть! Да да! 220 вольт в розетке! Поколениями инженеров технология воспроизведения и звукозаписи шлифовалась в создании ламповых усилителей всё более высокого класса, и её сигнальная часть доводилась до совершенства, а вот про сетевую часть (питание) мало кто вспоминал. Да, конечно были и ламповые трансформаторы, но этого категорически недостаточно — ведь мы стремимся к идеальному тёплому ламповому звуку, лишённому всех недостатков, и проведении электронов по цепям с ламповым усилением, не отдавая её в лапы бездушным и плоским транзисторам. А уж как важно в борьбе за тёплый ламповый звук, закрыть бреши по всем фронтам, чтобы ни один участочек цепи или прибор, или инструмент не был неохвачен живительным влиянием лампы.

Именно в сетевой части (питании) и самое уязвимое место в современном ассортименте ламповых усилителей, преампов и прочих музыкальных и студийных приборов. Причём в важной части, ведь, всем известно, сколь богат на паразитные пульсации, гудения, и прочие помехи сетевой ток из обычной бытовой, отнюдь никак не из профессиональной звукозаписывающей розетки. И добро бы от тёплой аналоговой ТЭЦ шёл поток электронов, так ведь нет же — к правильному току с равномерными характеристиками от тепловых станций, чем дальше, тем больше добавляются загрязнённые токи от, ладно бы, гидроэлектростанций, так, что ещё хуже, от атомных станций и, уж ни в какие ворота не лезет, немузыкальный ток от транзисторных солнечных батарей — это же транзисторы в чистом виде!

Как всегда, борьба с немузыкальностями, будь то в сигнале от гитары, или в электричестве в розетке призвана её величество лампа! Именно её тёплое звучание и музыкальные гармоники заставят звучать приборы, использующие переменный ток совсем по другому!

 

 

Ламповый сетевой фильтр TotalTube

Встречайте! Уникальный в своём классе прибор: TotalTube — это двухканальный ламповый сетевой фильтр! Фильтр, в схеме которого присутствуют лампы — на каждый канал по своей лампе!

Все приборы в студии подключены к TotalTube — а это значит, что каждое устройство, работающее в студии звукозаписи, формирующее, обрабатывающее и записывающее звук устройство работает на правильном тёплом и аналоговом электричестве, которое подаёт ламповый сетевой фильтр TotalTube.

Ламповые устройства при изготовлении аудиороликов

Перейдём от описания к ощущениям.

Аналоговые приборы, питающиеся от лампового фильтра, включая БП ламповых микрофонов и ламповых преампов стали давать совсем другой звук: появилась выпукость, читаемость и детальность стала более лучшей, пропала ватность на низкой середине, а басы стали более энергичными. Да что там преампы… Даже звук в цифровом программно-аппаратном комплексе TC Electronic PowerCore преобразился. Плагины этого DSP-устройства на ламповом токе дают потрясающую картинку звука, проработка высоких достигла невероятных высот. При прослушивании есть ощущения лёгкости и полётности верхов. Теперь с полной уверностью можно сказать, что звук выведенный по панораме в левый канал чётко обозначается в левом мониторе, те же улучшения заметны и в правом канале, а значит и правом мониторе.

К сожалению, не самая высокая выходная мощность сетевого фильтра и ограничение по количеству разъёмов для сетевых шнуров (всего 8 штук) не позволяют подключить и другие цифровые устройства, чтобы оценить благотворное влияние лампы и на их работу: например, рабочая станция на базе процессора Intel i7 или ЖК панели использующиеся в качестве мониторов. Уверены, что результат был бы и в этом случае.

ламповые предусилители

 

Студия «Рекламофон» помимо записи, продюсирования и мастеринга музыкальных проектов и материалов, в коих музыкальность ламповых усилителей и предусилителей безусловно важна, занимается также и изготовлением всяких рекламных аудиороликов. Надо отметить, что чудесное влияние лампы через сетевой фильтр сказалось даже на эффективность рекламных радиороликов в эфире радиостанций. После внедрения лампового сетевого фильтра «TotalTube», наши клиенты оставляли отзывы о повышении эффективность работы радиорекламы: обращаемость слушателей и приток покупателей вырос на 28%!

Но и это ещё не всё!

Ламповый прибор

Если вы внимательно посмотрите на фотографию то вы увидите входной и выходной разъём TRS на каждом канале лампового сетевого фильтра. Это позволяет пропустить АУДИОСИГНАЛ через «TotalTube» для придания ему тёплых ламповых свойств. Многими ламповый усилитель, предусилительбыл отмечен позитивный тренд в гармонических составляющих аналогового аудиосигнала: на слух независимых слушателей снижались крикливые составляющие на средних частотах, значительно сглаживались гитарные партии, пропадали дефекты произношения вокалистов и прочих дикторов.

Ну и в качестве заключительного позитивного свойства этого лампового прибора «TotalTube», стоит сказать, что подобный маразматический аудиофильский текст мы можем продолжать сколь угодно долго, благо зиждется это на религиозных догмах лампопоклонников, а подлить масла в огонь дело, как выясняется очень даже приятное: )

Посему перестанем валять дурака и приступим ко второй части: )

 

 

 

Ламповые усилители в студии звукозаписи — часть вторая

 

Почему ламповые усилители, если в студии кучи других ламповых приборов, не только усилителей?

А потому, что лампа в них - чисто функционально служит для усиления сигнала, когда просто, как в усилителе мощности или предусилителе микрофона, а когда с диким перегрузом\клипированием как в гитарных обработках, ну, или в средних вариантах как сатураторы или «утеплители». Т.е. фактически любая лампа (в звукотехнике) - усилительная, и любой прибор на ней - ламповый усилитель, даже если это и не вяжется с образом усилителя-оконечника.

Ну а теперь вернёмся к теме статьи. Конечно, самые проницательные догадались уже что это был стёб и шутка. Но, позвольте, ламповый 2х канальный сетевой фильтр в нашей студии действительно существует — именно он и изображён на фото. Это не плод нашей фантазии и не прикол. Это реально существующий девайс, реально используется в работе… Так каковы же его функции и задачи на самом деле, коли мы признались что предыдущая глава была фейком и пародией?

Вы удивитесь, но именно эти функции он и выполняет: смехуёшечки шутки и издевательства стёб.

 

Но сначала надо по-порядку, без спешки и суеты разобраться в вопросе лампового звука и его плюсах и минусах. Минусах?! Конечно, а как вы думали.

 

Плюсы и минусы лампового усилителя

Если взять в общем, глобально, то надо выделить сначала общее и различия между транзистором и лампой.

Общее у них, как ни парадоксально, звучание в номинальном режиме. Удивительно, но факт: отбрасывая всякие детали типа усложнённой схемы питания или температурного режима, в номинале и тразистр и лампа дают одинаковый звук, а современный инжиниринг сводит к паритету влияние отрицательной обратной связи.

Именно с работой вне номинального режима и связаны все различия в звучании между транзистором и лампой. Возникающие при этом искажения на слух более приятны у лампы, и порой искажённый сигнал, с внесёнными лампой искажениями кажется более насыщенным и ярким.

лампа в усилителеА теперь плюсы и минусы лампового усилителя, комбика, преампа и т.д. по сравнению с транзистором

минусы:

  • лампа больше шумит
  • звук лампы зачастую приукрашивает звук, не всегда это полезно
  • лампа громоздкая — на порядки больше транзистора по размерам, хрупкая
  • очень требовательна к качеству питания, требует большого напряжения питания
  • капризна к температурному режиму, сильно греется
  • имеет большое входное сопротивление (не всегда кстати это минус)
  • лампа увы недолговечна
  • имеет большой разброс по качеству среди производителей даже однотипных ламп

 

Вот сколько минусов, целая куча.

И всё это прощается лампе ради жирнющего такого плюса:

Лампа при превышении уровня сигнала придаёт ему приятные на слух искажения, что может использоваться, как художественный эффект типа гитарного овердрайва, либо для насыщения сигнала гармониками.

 

Зная это, можно представить себе области применения лампового усилителя или иного прибора: в первую очередь это гитарные перегрузы, целенаправленное насыщение тембра голоса вокалиста, например, или смягчение пиков одновременно насыщая звук стаккатных инструментов.

Области применения лампового усилителя

Лампа — это не стандарт звука при игре или записи, а некий художественый приём, позволяющий окрасить определённый инструмент в соответствии с некоторой творческой задумкой. Совсем уж грубо говоря — ламповое насыщение\перегруз это эффект, а не обязательный тракт. Почему? А потому что как тракт, он проигрывает транзисторному тракту по многим параметрам, кроме вышеупомянутого снисходительного (а иногда желательного) смягчения превышения уровня сигнала\клипирования.

Во всех остальных случаях нужен чистый звук без ламповых искажений, а если ещё учесть повышенный уровень шумов лампового усилителя…

Потому какой смысл городить огород из ламповых усилителей, используя их в номинальном режиме, грубо говоря, в bypass режиме. Вся мякотка лампы именно в перегрузе её.

Ламповый усилитель не аксиома, а лишь одна из областей применений, когда точно знаем, что хотим получить звук именно лампового перегруза, иначе звук будет такой же как у транзистора, а пожнём минусы в виде бОльших шумов.

Мы же не устраиваем религии из других эффектов и приборов типа ревера или хоруса. Согласитесь было бы глупо возвести в ранг догмы, например, «писать барабаны нужно обязательно через ревер», используя ревербератор в байпас режиме, но зато похваляясь, «у нас барабаны записаны через ревербераторную обработку» при этом сам ревер как эффект не использовать (вот тут наш тест самого лучшего ревербератора). Вот так же дико и лампу везде «надо — не надо» совать.

Безусловно, лампа — классный эффект. Вне всяких сомнений, существуют кучи вариантов исполнения, инструментов, художественных приёмов, при которых лампа сыграет свою живительную роль, где самым востребованным случаем будет игра и запись электрогитары. Тут ламповый усилитель фаворит.

Во-первых потому, что динамический диапазон гитары зело велик: активный мощный удар с треском медиатора по струнам, а затем колебания струны. И лампа тут выступает как компрессор, усредняя звук мягко лимитируя перегрузкой атаку удара медиатором, позволяю добавить «гейна» звучанию струн, повышая жирность звучания в целом.

гитарный ламповый усилитель

Во вторых: перегруз, так любимый гитаристами, весьма специфичен на транзисторном «дисторшне». Он резок и мало где удобен в композиции своим звуком. Да он тоже находит своё применение, но всё ж за счёт специфичности звучания проигрывает ламповому усилителю, работающему с перегрузом и дающий мягкий саунд, даже если уровень перегруза очень высок.

В-третьих транзистр прямолинеен в перегрузе: уровень превышен — перегруз и форма сигнала синуса, срезая верхушки всё больше стремясь к меандру, начинет плодить гармоники уходя вверх линейно по АЧХ. В лампе же, можно плавно регулировать уровень перегруза от небольшого еле слышымого, через кранч и овердрайв, к махровому дисторшну, при этом в каждом случае он будет приятен на слух.

«Ой всё» (с). Да что я вам объясняю, вы и сами прекрасно знаете как работает лампа, и сами её прелести используете. апример я, любитель поиграть на бас-гитаре, втыкаю её в ламповый предусилитель, немного подгружаю сигнал и получаю приятный мне звук.

Мои предпочтения в ламповом звуке

 

Но тут важно, так же понять и 2 другие вещи:

1) Эффект перегруза в ламповом усилении не всегда уместен или полезен. По мне так наоборот: в большинстве случаев лампа не нужна, предпочтителен честный неокрашенный звук, а вот в некоторых остальных случаях лампа вполне желанна.

2) Добавить после, в уже записанный чистый сигнал ламповые эффекты можно, например, технология т.н. реампинга — прогон сигнала через ламповый усилитель, а вот вычесть ламповые искажения, если уж они записаны, из сигнала нельзя. Да и современные цифровые плагины, что бы там не говорили аудиофилы, весьма точно воспроизводят звучания ламповых усилителей: эффект лампы математически хоть и непросто, но решаемо просчитывается, и уровень современных цифровых «утеплялок» или эмуляторов ламповых приборов потрясающ. Такие вещи как необычайно сложные динамические взаимодействия микрофона и комбика (при записи с комбика) вдряд ли можно смоделировать идеально, а вот ламповые эффекты — вполне.

Поэтому я придерживаюсь такой политики: предпочтение отдаю транзисторному тракту- пишем чистый транзисторный сигнал, а затем, если надо, реампим его или эмулируем.

Исключение делаю лишь для ламповых микрофонов. Во-первых, ламповые микрофоны это, как правило, топы линеек с такой же топовой начинкой внутри, во-вторых высокое сопротивление лампы тут на руку и хорошо сочетается со схемотехникой конденсаторного микрофона. Но культа из этого не делаю. Один простой факт:

В студии у нас куча ламповой техники, а конкретно по микрофонной части аж 3 ламповых микрофона: Brauner VM1, Gefell m990 и Oktalab MKL-111, а к ним ламповые преампы Drawmer 1960 и WarmerSound m40. Так вот к моему голосу лучше всего подошёл НЕ ламповый микрофон Октава МК-519 и такой же транзисторный Long StereoChannel и даже предлагаюсь иностранцам как russian talent&voiceover. И ничего - тульский микрофон нареканий не вызывает.Так что при всём богатстве нашего парка ламповых микрофонов и предусилителей — каждодневная работа по записи музыки и изготовлению аудиороликов выполняется в транзисторный микрофон и предусилитель.

ламповый микрофон

Да и потом, вот ещё какое соображение напоследок:

С музыкой да, всё ясно, тут предела совершенству звука нет. А вот поскольку большая часть работы — изготовление аудиороликов и прочей рекламы, то там требования к звуку «а чо у конкурентов громче радиоролик?», а у конкурентов он трещит-пердит уже и ты тоже по требованию клиента угандошиваешь «звук» вдрандылы просто делая откровенный брак, но лишь бы громкость была не хуже, о чём, кстати, честно клиента предупреждаешь. (вот тут об этих случаях статья подробнее) Какие уж тут ламповые изыски? Со стыда б не сгореть за такое издевательство на звуком.

Ну да ладно, перейдём от лапмповой теории к конкретному интересующему нас прибору «TotalTube».

 

Ламповый сетевой фильтр как инструмент стеба в студии звукозаписи

 

Классный академический заголовок, прям как тема дипломной работы: ) ….

Меня и раньше атаковали разного рода аудиофилы. Помню, как-то на авторынке покупал сабвуфер. Обычно приходит покупатель и спрашивает «А чо купить для рока?», «А какой саб взять для танцевалки». А я когда выбирал задавал продавцу весьма специфичные вопросы типа цифр звукового давления, резонансной опорной частоты и т.д. и, кстати, что меня приято удивило, продавец на все вопросы очень информативно отвечал. Продавец спросил «Откуда такие знания?», но к несчастью мой ответ «я звукарь» услышали все, кто находился в магазинчике автозвука, и среди них было 2 аудиофила. Я подвергся атаке тёплого лампового звука и винила, не желая поддерживать дискуссию я миротворчески улыбался и качал головой, но всё равно должен был выслушивать потоки ноосферических знаний, пример которых дан в самом начале статьи. Такая же тягомотина идёт от некоторых музыкантов и просто случайных людей приходящих к нам в студию: начинают втирать о крутости лампы, как самоценности.

Последней каплей послужили наскоки в гости моего старинного приятеля, которого называть не буду из вежливости. Он в московских студиях нахватался штампов и догм и давай сыпать ими. Конечно, лампа была в этих поучениях в фаворе, и что бы мы не писали, он поднимая вверх палец изрекал «лампа это о!» После того, как он обдумывал идею записать ламповыми микрофонами через ламповый преамп барабаны, я расхохотался: «Валера! (ой я кажись проболтался, да?) Давай мы ещё ламповые барабаны достанем до кучи!» и тут же подумал «О! Это мысль!»

Курочить барабанную установку ТАМА, и прикручивать к ней лампы было жалко, затем, взгляд упал на старую ещё с советских времён басгитару Diamant. Была конечно мысль к ней прикрутить цоколь и лампу, но было жалко Валеру (ой опять выдал товарища) если током шибанет: )

В это время я у питерского мастера Александра Трифонова заказывал его, вы удивитесь, ламповый (!) 4х канальный предусилитель WarmerSound M40 и решил дополнить заказ «ламповой нелепостью» чтобы троллить аудиофилов. В разговоре с Александром по телефону было решено сделать ламповый сетевой фильтр.

ламповый микрофонный предусилитель

Да, это действительно сетевой фильтр. Внутри 2 канала питания. 4 вывода 220 вольт на один и 4 вывода на другой. На передней панели красные кнопки первого канала и зелёные кнопки на второй. Красиво ж?: ) Каждая кнопка включает и выключает вывод сзади фильтра. Очень удобно кстати. Остальные приборы включаются и выключаются теперь с этих кнопок. Что то типа центра управления питанием: )

Так же на каждом канале есть гнездо ТРS входа и вывода. Они разумеется байпас, ничего не делают, но эффектно подключить шнуры и провести сигнал через в буквальном смысле ламповый прибор можно при желании чтобы порадовать какого нибудь аудиофила.

Но главным украшением сетевого фильтра — это конечно лампы. Обычные лампы накаливания — такие как в люстру ставят. Но только светят они не как обычно, а едва-едва красным ламповым тёплым светом. Внутри стоит понижающий трансформатор и лампы светятся чуть тлея красной нитью, чаруя всех кто приходит в студию. Прибор в стойке реально эффектен и внушает трепет и благоговение!

А главное — кто скажет что этот девайс не ламповый? Ещё какой ламповый! Возможно самый ламповый студийный прибор в мире!

Ламповые приборы в рэковой стойке

Ну, теперь вы знаете какие функции выполняет ламповый сетевой фильтр в нашей студии: ) Троллинг и стёб. С упоением и одухотворённым лицом мы тезисно пересказываем адептам "тёплого лампового звука" первую часть этой статьи, и про то как всё в мире должно быть ламповым, даже такие неламповые вещи как сетевой фильтр, и как живительная лампа похищает мозг аудиофила улучшает звук, нормализует давление, рассасывает рубцы и облегчает стул. Мы ж люди юморные. Но уверяем вас, что всё остальное в студии Рекламофон настоящее и служит для того чтобы мы выполняли свою работу как можно качественнее и радовали вас. Обращайтесь: )

Дамир

PS. Отзыв на эту статью изготовителя этого чудного прибора Александра Трифонова - производителя линейки студийных приборов под брендом WarmerSound, на правах изготовителя TotalTube:

"Привет, Дамир. Потрясен объемом статьи, тем более что всего и делов, две лампы накаливания.. Надеюсь, вы не забыли упомянуть об авторе проекта. От себя же, как изготовителя, хочу посетовать на несовершенство мира, в котором отсутствовали переключатели с подсветкой и кои пришлось изготовить самостоятельно. А также выразить надежду, что ваши лампы смогут побить рекорд долговечности, ЕМНИП установленный пожарной частью, в которой одна лампа проработала 105 лет.
Коротаю время с книгой Ирвинга Стоуна про жизнь Микеланджело. Он описывает Италию 1488 года, довольно часто упоминая сходство холмов с женской грудью, куполов часовен с женской грудью, а также тосканских девушек, неизменно облепленных грудями. Вот в этом проекте есть что-то из Италии=)"

Надеемся, вам наша статья понравилась и была полезной:

 ПРОЧТИТЕ ЕЩЁ НАШИ СТАТЬИ

Комментарии

Аплодирую стоя ! Статья прямо в точку )

Иван 27.11.2016ответить#

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*
а я поначалу чуть не купился ахаха
ладно до конца дочитал

Din0419.05.2015ответить#

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

бугага занес в закладки... будет чем троллить аудиофилов ))

12121205.05.2015ответить#

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*
Калькулятор стоимости online

C помощью калькулятора вы можете рассчитать приблизительную стоимость изготовления аудиоролика продолжительностью до 30 секунд (до 60 слов).

Категория аудиоролика что это?

Хронометраж

Диктор что это?

Второй диктор

Третий диктор

Итого: 0 р.

online рассчёт хронометража

Вы можете рассчитать примерный хронометраж для вашего текста. Помните - каждая цифра это тоже слово.

Итого: примерно 0 секунд

интересное от студии
  • баннер 1
  • баннер 2
  • баннер 3
А в помощь вам наши статьи
Принимаем к оплате все способы